03.12.2024
Интервью руководителя Управления Росреестра по Ивановской области
Сегодня с руководителем Управления Росреестра
по Ивановской области Натальей Ведерниковой мы поговорим о важнейших аспектах развития сферы оформления недвижимости: что сделано для повышения качества и доступности получения госуслуг Росреестра, уменьшения административных барьеров, сокращения сроков регистрации и кадастрового учета недвижимости на территории Ивановской области.
- Наталья Викторовна, расскажите, что изменилось в сфере оформления недвижимости за последние годы?
Сфера недвижимости стремительно развивается, постоянно меняется законодательство, упрощается механизм оформления недвижимого имущества, поэтому за последние годы произошли существенные изменения. Значительно расширился круг полномочий, появились направления деятельности, в том числе связанные с развитием цифровых сервисов. Но осталась неизменной главная цель – качественное предоставление государственных услуг по оформлению прав на недвижимость, постановке объектов на кадастровый учет. Для этого максимально упрощается процесс оформления недвижимости.
За 15 лет был решен огромный пласт накопленных проблем в сфере земли и недвижимости, проведена глобальная работа в части осуществления надзорной деятельности, усовершенствован порядок учётно-регистрационных действий, упрощен механизм оформления недвижимости, разработаны электронные услуги и внедрены цифровые сервисы.
Сегодня Росреестр подведомственен Правительству Российской Федерации. В Росреестр переданы полномочия по нормативному регулированию гражданского оборота рынка недвижимости, функции по государственной политики в части земли и недвижимости. Сейчас в службе сосредоточены все важнейшие функции в этой сфере: от управления государственной геодезической сетью, наполнения реестра недвижимости полными и точными сведениями, создания электронной картографической основы страны, до реализации Национальной системы пространственных данных.
Росреестр - современная и открытая служба, которая всегда использует клиентоориентированный подход при осуществлении своей деятельности.
Клиентоцентричность – один из определяющих принципов работы большого Росреестра.
Для нас принципиально важна обратная связь. Региональный Росреестр активно взаимодействует с общественностью, профессиональными сообществами и получателями услуг, организуются встречи, выездные мероприятия.
Мы знаем, что за каждым решением регистратора стоит судьба человека, его жизненная ситуация, тревога и волнение при осуществлении сделок с недвижимостью. Поэтому ответственно относимся к своей работе. Всё, что мы делаем – мы делаем для людей!
Росреестр системно работает над повышением качества услуг и внедрением новых цифровых решений для отрасли, поэтому одной из главных задач такой цифровой трансформации ведомства является оптимизация рабочих процессов для качественного и оперативного оказания полного спектра услуг Росреестра гражданам, бизнесу и профессиональным участникам рынка.
В условиях экономических санкций ведомство продолжает проработку предложений для поддержки людей и строительной отрасли. В этой связи мы считаем для себя важными задачами: сокращение сроков оформления прав, снятие административных барьеров, наращивание электронного взаимодействия, снижение количества приостановлений и отказов в интересах главных получателей госуслуг в сфере недвижимости – граждан и бизнеса.
Сегодня Росреестр – это центр компетенции в сфере земли и недвижимости, который обладает всеми сведениями об объектах недвижимого имущества, правах на них, правообладателях, об экономических характеристиках рынка недвижимости. Важно, что в век цифровизации такие государственные услуги, как регистрация прав и кадастровый учет, получение сведений о недвижимости и другие, доступны для получателей в электронном виде.
Ключевые услуги ведомства доступны на сайте Росреестра 24 часа, 7 дней в неделю. Востребованные сервисы уже выведены на портал Госуслуг. Их перечень постоянно дополняется. За эти годы ведомству удалось сделать многое для безопасного проведения сделок с недвижимостью и защиты от мошеннических действий. Например, убрать из публичного пространства персональные данные собственников, выявить и закрыть огромное количество двойников сайта Росреестра и внедрить новые цифровые сервисы, направленные на защиту прав и имущественных интересов граждан, организаций и предприятий.
В настоящее время у ивановцев, приобретающих или отчуждающих недвижимость, большой популярностью пользуется способ заключения сделок, при котором подача документов происходит посредством специальных технических каналов связи между Росреестром и банками, застройщиками, агентствами недвижимости. Управление Росреестра давно работает с этими организациями в рамках осуществления регистрации электронных ипотечных сделок с недвижимостью. Различные банковские продукты дают возможность заявителям и кредитным организациям успешно взаимодействовать с ведомством в дистанционном формате. Причем одним из самых главных бонусов, наряду с комфортом и экономией временных ресурсов, заявители называют минимальный срок государственной регистрации.
По анализу статистической информации доля обращений, поступающих в Управление Росреестра в электронном виде, растет.
В 2024 году, по сравнению с 2023 годом, показатель по предоставлению электронных услуг в Ивановской области вырос на 10 %. Благодаря тесному взаимодействию с кредитными организациями показатель электронной ипотеки вырос до 96 %, а 99 % ипотечных сделок в электронном виде регистрируются в срок – 1 рабочий день и менее.
Электронные услуги в настоящее время очень востребованы заявителями.
Сегодня Росреестром оказывается большой спектр государственных услуг в электронном виде. Данные услуги позволяют онлайн получить актуальные сведения из ЕГРН, представить документы на регистрацию и учет, а также проверить информацию о недвижимости в реальном времени.
Преимущества электронного взаимодействия между государственными органами и людьми, нуждающимися в их услугах, очевидны.
Росреестром услуги в электронном виде оказываются посредством раздела «Услуги и сервисы» на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/eservices/) и сервисов единого портала государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/). Сервисы доступны всем - частным лицам, корпорациям, государственным учреждениям, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам.
Хочу отметить, что по некоторым услугам упрощена процедура подписи электронных документов. Например, в Личном кабинете на сайте Росреестра доступна подача документов без Усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) – будет достаточно факта авторизации через Госуслуги. Также на портале можно запросить информацию об объекте недвижимости из ЕГРН в формате онлайн-выписки. Документ собственник недвижимости получит за минуту. Основные характеристики его объекта будут отображены в поступившей в Личный кабинет пользователя выписке.
Услуги в электронном виде значительно сокращают самый ценный ресурс – время.
Сегодня оперативность оказания услуг становится одним из основных требований современного человека. Сокращение сроков госрегистрации и кадастрового учета положительно влияет на функционирование многих механизмов рынка недвижимости, а главное позволяет снижать административные барьеры и, как следствие, повышать инвестиционную привлекательность региона.
При поступлении пакета документов через МФЦ средний срок по государственному кадастровому учету или государственной регистрации прав на объекты недвижимости составляет 1 рабочий день, при осуществлении единой процедуры – это займет 2-3 рабочих дня.
Государственный кадастровый учет и регистрация прав по документам, направленным в электронном виде, как правило, занимает не более 24 часов, учетно-регистрационные действия в отношении объектов бытового назначения (жильё, гаражи, дачи, садовые дома, хозяйственные постройки и земельные участки для строительства) сейчас мы проводим за считанные часы. При отсутствии замечаний к пакету документов и своевременном поступлении госпошлины регистрация договора участия в долевом строительстве, который заключен застройщиком с первым участником долевого строительства, проходит в срок – не более 24 часов, а с последующим участником долевого строительства – не более 6.
Государственная регистрация ипотечных сделок в электронном виде теперь занимает менее 4 часов.
Сведения из ЕГРН предоставляются в режиме онлайн за секунды.
Постановка на кадастровый учет социально-значимых объектов является одним из важнейших направлений деятельности Росреестра и проводится в кратчайшие сроки для обеспечения прозрачности и законности сделок в сфере недвижимости, а также ряда преимуществ для всех заинтересованных сторон, включая граждан, государственные органы и бизнес.
Цель Росреестра — сделать услуги удобными для человека. Мы непрерывно совершенствуемся на основе анализа пользовательского опыта.